МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ.
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
2. «СОЗДАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА».
3. "ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
4. «Значение и условия формирования предметно-отобразительной игры у младших школьников с нарушением слуха».
5. «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста».
6. «Организация работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики рук»
7. "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
8.План-конспект занятия во второй младшей группе (не слышащие дети 3-4 лет, 1-го года обучения) Образовательная область: «Ребёнок и общество», Тема: «Овощи – полезные продукты».
9. Консультация для родителей «Зимние игры и забавы».
1.«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.
Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность.
Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения. По мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова; «перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». В процессе игровой деятельности дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях.
Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого развития детей с нарушением слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, понятий свойственных для этого вида деятельности (лепить, рисовать, строить, раскрашивать, штриховать обводить, ощупывать), приемов обследования предметов и техники рисования. Когда ребенок совершает конкретные действия с предметами, он лучше овладевает значениями соответствующих слов. Дети также знакомятся с названиями новых изображаемых предметов, уточняются знакомые слова и высказывания. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.
Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности. На основе слухо-зрительного восприятия звучания музыки проводится работа по стимулированию голосовых реакций детей. Голосовые реакции могут быть выражены в зависимости от их возможностей. Как правило, детям легче пропевать звук «А». Одновременно с голосовыми реакциями дети могут производить те или иные игровые действия (при восприятии музыки дети машут куклам платочками, машинам флажками). Затем стимулирую у детей голосовые реакции на протяжении звучания всего музыкального периода, увеличивается число проигранных тактов (дети катают кукол в колясках на протяжении звучания музыки и пропевают «А___А___А___» с остановкой по окончании звучанию. Развитие вокала стоится на основе слухо-зрительного восприятия звучания музыки и стимулирования детей к произношению гласных звуков с включением элементов фонетической ритмики. Сначала каждый звук в любом сочетании произносится в сопровождении соответствующего движения, а затем включается только одно движение при произношении всего сочетания, далее без сопровождения фонетических элементов, но с выполнением каких-либо имитационно-игровых действий («УА! УА!» - маленькая девочка плачет, «У__У___» - дует ветер). Провожу также работу по воспроизведению гласных звуков разной долготы с воспроизведением игровых действий («У________» - машина едет, машина остановилась «У»). На основе слухо-зрительного восприятия музыки в разных регистрах провожу работу по воспроизведению гласных звуков разной высоты. Этому также способствуют имитационно-игровые упражнения (большой мишка идет и низким голосом поет «А____А_____», маленький мишка бежит и высоким голосом поет «а___а____»). Провожу работу по стимулированию произнесения звуков с разной интонационной окраской (весёлая, грустная) (Мишка едет на машине – дети радуются «А_____А____!», мишка упал с машины «О______О______!»). На основе слухо-зрительного восприятия звучания музыки в разных регистрах педагог может стимулировать детей к воспроизведению слов и фраз голосом разной высоты (низко, высоко); стимулирует ритмическое воспроизведение слов разной структуры с выработкой ответных реакций в виде двигательно- игровых упражнений. При произнесении слов акцентное движение формируется на ударный слог («та-та-ТА – самолёт, «ТА-та-та – бабушка и др.); стимулирует к воспроизведению интонационной стороны речи; стимулирует к воспроизведению ритмов, интонационной стороны речи на материале считалок с выработкой ответных реакций в виде двигательно-тактильных упражнений. Считалки делятся на: иррациональные, состоящие только из слогов для отработки ритма на материале слогов (ТАТАТАТА ТОТО ТАТАТАТА ТО); полуиррациональные, состоящие из слогов и слов, для отработки ритма слогов, слов и фраз (ТАТАТАТА ТОТО У МЕНЯ АВТО); рациональные, состоящие из фраз, на их материале отрабатываются ритм и интонация (О-О-О- - ты кто? А-А-А- - это Я!).
Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.
Речевой материал, используемый в процессе организации игр, труда, изобразительной деятельности и конструирования, физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности, так называемый «терминологический» речевой материал.
Во вторую группу включается речевой материал, отражающий тематику сюжетно-ролевых, дидактических или подвижных игр, рисования, лепки, трудовой деятельности. Часть этого речевого материала может быть знакома детям по различным бытовым ситуациям, экскурсиям, в связи с рассматриванием картинок и др.
Речевой материал третьей группы представляет слова и фразы, связанные с организацией общения детей со взрослым и между собой по ходу деятельности.
При отборе речевого материала к занятиям по разным видам деятельности воспитатель должен учитывать наличие этих трех групп.
Любой вид деятельности связан с использованием специфических слов и выражений, которые в других видах деятельности не встречаются. Это названия объектов, действий, признаков предметов. Например, в процессе изобразительной деятельности это названия материалов, орудий и инструментов, производимых действий (бумага, карандаш, фломастер, кисточка, рисовать, лепить, наклеить, закрашивать, заштриховать, обведи, ощупай); названия цветов, геометрических форм, величин, пространственного расположения предметов.
На занятиях по физическому воспитанию это слова-названия действий, спортивных снарядов и атрибутов (прыгать, бросать, ловить, шагать, обруч, лестница, колонна и др.). Так как этот речевой материал используется в русле данного вида деятельности, необходимо обеспечить его усвоение на этих занятиях. Поэтому руководитель физвоспитания заранее отбирает необходимый речевой материал из словаря, указанного к программе данного раздела. Для лучшего запоминания эти слова и фразы заранее пишутся на табличках или фиксируются на доске. Они предъявляются устно и прочитываются устно со слабослышащими детьми или устно-дактильно с глухими детьми, начиная со средней группы.
Педагоги заранее определяют способы раскрытия значения слов: это может быть показ предмета (кисточка), демонстрация действия (заштриховать, примакиватъ; подпрыгнуть, кувыркаться...), свойств (пластилин мягкий), дидактические игры («катится-не катится»), выполнение совместных с ребенком действий (купать куклу) и др. Важное значение имеет правильность показа предмета, демонстрации его свойств, выполняемых действий. Необходимо, чтобы дети хорошо видели предмет, а в процессе восприятия использовать и другие способы обследования, привлекая двигательное, тактильно-двигательное восприятие, вибрационную чувствительность.
Слова, сообщаемые воспитателем в связи с определенным видом деятельности, включаются во фразы, необходимые для общения детей и педагога (возьмите кисточки, закрасьте шар). Нельзя сводить работу по развитию речи только к предъявлению специальных слов и выражений, чаще всего обозначающих названия предметов и игрушек. Важное значение должно придаваться накоплению глагольного словаря, т. к. он важен для обеспечения общения с детьми и является основой диалога.
Воспитатель уточняет и активизирует в речи детей речевой материал, связанный с темой занятия. Например, при проведении игры «Больница» дети уточняют значения слов и фраз (заболела, лечит, врач дал лекарство, укол, шприц, вата, выздоровела, рада и др.). Этот материал уже может быть знаком по другим занятиям (ознакомлению с окружающим, развитию речи), в процессе игры значения слов конкретизируются, уточняются, вводятся в речь детей в новом контексте.
Педагогом заранее планируется материал, необходимый для
организации общения с детьми по ходу деятельности. Сюда включаются слова и фразы, связанные с организацией детей (Сядьте, смотрите на меня, кого нет? Где Таня? Что будем делать? Что у меня? Будем рисовать.
Таня, раздай карандаши. Алеша, попроси карандаш. Скажи «дай». Как нарисовала Оля?). Помимо фраз, необходимых для общения детей со взрослым, планируются и фразы для общения детей между собой (Спроси у Кати. Помоги Алеше). Их количество должно увеличиваться с каждым последующим годом обучения.
На разных занятиях воспитателя речевой материал включает фразы одинаковой структуры, которые являются общими для различных видов деятельности и могут широко использоваться в свободной деятельности детей. Такие выражения, как «Что ты хочешь делать? Во что ты хочешь играть? Что ты хочешь рисовать (лепить, строить)? Хочу (не хочу), (не) нравится, устал», усваиваются детьми и в быту, и на разных занятиях.
Помимо заранее предусмотренных воспитателем к занятию слов и фраз должна использоваться возникающая у детей потребность в новых словах. Так, например, во время рисования по теме «Праздник» ребенок хочет нарисовать салют, воспитатель вводит нужное для понимания сюжета рисунка слово. С целью активизации речи детей можно и преднамеренно создавать ситуации, ставя ребенка перед необходимостью назвать предмет, обратиться к взрослому. Например, воспитатель «случайно» не поставил на одну из парт во время рисования красками баночку с водой. В ответ на жесты и выразительную мимику ребенка взрослый сообщает: «Я забыла», помогает ребенку сказать: «У меня нет воды, дай воду».
Такие виды деятельности ребенка, как сюжетно-ролевые и подвижные игры, все виды изобразительной деятельности тесно связаны с формированием символизации и предполагают высокий уровень развития представлений, воображения, мышления. Символический характер этих видов деятельности связан с формированием умения переименовывать в игре предметы, называя их по-другому (кубик называть утюгом, пустую коробку — телевизором), обозначать словом воображаемые, символические действия, передаваемые с помощью условных движений (перенос тяжелых вещей в игре «Новоселье» и др.). Поэтому специалисты в области игровой и изобразительной деятельности (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская) особое внимание обращают на формирование у детей конкретных, точных представлений о предметах и явлениях, которые будут замещаться в игре или изображаться в рисовании. Например, введение в игру названий предметов-заместителей возможно лишь при наличии полных и точных представлений о замещаемом предмете, его назначении и свойствах. В противном случае не исключена опасность накопления слов с неполноценным, неточным значением. Это же условие относится и к переименованию воображаемых предметов: если ребенок не представляет реально, что такое тяжелая сумка, нецелесообразно демонстрировать воображаемую тяжелую сумку и обозначать ее соответствующим словосочетанием.
Такие же требования относятся и к изобразительной деятельности: необходимость формирования точных представлений лежит в основе изображения по словесной инструкции, а особенно они важны в процессе рисования, лепки, конструирования по представлению. Это двусторонний процесс: с одной стороны, лучшее усвоение значения слова будет способствовать более точной передаче свойств предметов или явлений в рисунке, с другой — рисование с использованием инструкций, описаний, текстов является средством контроля за тем, что стоит у ребенка за словом.
В процессе обучения играм, рисованию и другим видам изобразительной деятельности, труду, в ходе физического и музыкального воспитания нужно учить детей пользоваться разговорной речью, помогать им вести простые диалоги, договариваться друг с другом, выражать желания и просьбы.
Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяются требованиями программы по развитию речи. Воспитатель вместе с сурдопедагогом, учитывая требования программы по развитию речи, определяют, когда дети могут только отвечать на вопросы воспитателя по ходу деятельности, а когда сами формулировать просьбы, задавать вопросы, отчитываться о выполненной работе, планировать дальнейшие действия. Однако введение более высоких требований к речи детей не должно происходить в ущерб деятельности ребенка, вводиться формально на фоне низкого уровня игры, рисования, труда. Нельзя постоянно прерывать игры, рисование или конструирование детей вопросами, требованиями назвать инструменты или игрушки, сообщить о выполненном. Так, длительное уточнение речевых инструкций, объяснений во время занятий по физическому воспитанию снижает моторную плотность занятий, негативно влияет на решение оздоровительных и коррекционных задач.
На каждом последующем этапе развиваются сюжеты игр, конструирования, рисования, что диктует необходимость обогащения словаря и навыков словесного общения. Если своевременно речевой материал не будет вводиться в ходе деятельности, то и уровень игры, рисования, конструирования будет оставаться низким, не соответствовать программным требованиям.
В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть используемые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы. В изобразительной деятельности это: Что ты будешь рисовать (строить, лепить...)? Какое яблоко (груша, матрешка, машина) по цвету (форме, величине)? Какого цвета карандаши нужны? Что ты нарисовал? Какой рисунок у Кати? и др. В игре это речевые конструкции: Во что ты хочешь играть? С кем ты хочешь играть? Кем ты. хочешь быть? Какая у тебя роль? Что нужно для игры в…. ? Что делает милиционер?
В зависимости от категории детей и этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной и устно-дактильной форме. Отдельные хорошо знакомые слова и выражения могут предъявляться на слух. Важно обеспечить понимание предлагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.
Предъявляемый речевой материал должен способствовать осмыслению и развитию детской деятельности. Однако необходимо помнить, что, несмотря на большую значимость работы по речевому развитию в разных видах деятельности, ей не должны подчиняться все стороны игры, рисования, физического воспитания. В таком случае игра или рисование теряет для детей свою привлекательность превращаясь в занятия по развитию речи, и гаснет эмоциональный настрой ребенка.
Речевой материал, относящийся к различным видам деятельности, не всегда относится только к сфере житейских понятий, отражающих бытовую сферу жизни. Часть формируемых понятий имеет научный характер, так как они связаны с определенной сферой научных знаний. Сформированные в детском саду понятия и представления и соответствующие слова и выражения являются пропедевтическими по отношению к содержанию школьных знаний. Например, математическая терминология, усвоенная детьми в дошкольный период, будет использоваться на уроках математики.
Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.
Литература:
1.Обухова Т.И. Воспитание о бучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха.-М., 2011.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. – М., 2001.
3.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым
играм. - М., 1975.
ПОДГОТОВИЛА: КАВЕНЬКИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ СУРДОПЕДАГОГ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ.
2. «СОЗДАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА».
Организация слухоречевой среды для детей с нарушением слуха.
Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.
Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходимо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном учреждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и детского сада и т. д.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ:
1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые — уточнять содержание сказанного.
Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: «Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)
Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЧИ.
Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для ребенка, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения.
Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрослым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и строить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы.
Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно задают незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.
Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухо-зрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.
Прежде всего родителям необходимо позаботиться о протезировании ребенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное использование в детском саду и дома.
Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:
-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.
Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.
Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.
4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.
Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» — «Мяч где?» или «Где ты была летом?» — «Летом ты где была?»).
Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.
5.КОНТРОЛЬ ЗА РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ.
Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.
ПОДГОТОВИЛА: КАВЕНЬКИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ СУРДОПЕДАГОГ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ.
3. ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения. С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является функция сообщения, установление контакта с окружающим миром.
Предпосылки развития речи определяются двумя процессами:
- неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира;
- речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта у детей обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Поэтому в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Особенностью словарной работы является то, что она связана со всей образовательной работой с детьми в ГУО. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, в повседневной жизни, в общении. Работа над словарем детей происходит постоянно, путем объяснения всех действий ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем – либо во всех видах детской деятельности:
- бытовая деятельность – при воспитании культурно-гигиенических навыков, такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними;
- трудовая деятельность – ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов;
- игровая деятельность позволяет в естественной форме отработать все направления содержания словарной работы;
- специально организованной деятельности
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие
языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
У детей с нарушением слуха наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании в формировании активного словаря. Нарушения формирования лексики неслышащих детей в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с нарушением слуха включает в себя следующие направления:
- ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
- раскрытие значения слова;
- расширение запаса признаков и действий;
- формирование правильного употребления слова в связной речи.
Трудно усваиваются слова обобщающего значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки.
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря тематическими группами слов.
2. Закрепление представлений об обобщающих понятиях.
Следует обращать внимание на уточнение значения слов.
Этапы словарной работы в ДОУ:
- введение в словарь детей новых слов, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
- закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
- активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен воспроизводить речевой материал много раз. Активизация познавательных процессов можно решить путем классификации, обобщения, сериации, сравнения.
Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушения является дошкольный возраст.
Выделяют две группы методов формирования и развития речи: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин, чтение адаптированных текстов.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря включает в себя рассматривание объектов, игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Игра является одним из средств умственного воспитания. Особенно важное место занимают дидактические игры – распространенный метод словарной работы, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая программные задачи в игре, он упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении слов, обозначающих предметы, в выделении свойств и качеств, в классификации предметов.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети. В качестве примеров можно назвать игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Каждую картинку на свое место». Например, диких и домашних животных, животных юга, зимующих и перелетных птиц необходимо сгруппировать по группам. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи – не похожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и обобщающего понятия: это фрукты, это животные...
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца или покупателя и т. д. Игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Другим видом дидактических игр являются настольно – печатные игры, которые разнообразны по содержанию, задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. п.
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения программные задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции.
В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти. Положительные результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
С неслыщащими детьми обучения проводится специальная работа по ознакомлению с понятием «слово» средствами художественной литературы (адаптированные тексты, сказки, стихотворения) в которой слову принадлежит большая роль.
В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению, активизации и актуализации словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями, поэтому образовательный процесс учитывает интересы и возможности каждого ребенка.
Успешное формирование и развитие речи неслышащих детей напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира. Накопление слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира в игровой, трудовой, бытовой деятельности детей. Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса.
Подготовила Абрамович Елена Ивановна учитель-дефектолог (сурдопедагог), высшей квалификационной категории.
4. Консультация для педагогов на тему: «Значение и условия формирования предметно-отобразительной игры у младших школьников с нарушением слуха».
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. Оборудование игровых уголков должно соответствовать возрасту детей и основным задачам игровой деятельности на каждом этапе обучения.
Здесь же располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними.
На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок.
Для эффективного формирования игры важно, чтобы их тематика и содержание были связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Такая взаимосвязь позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить атрибуты, уточнить и активизировать речевой материал. При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях.
Дети с нарушением слуха длительное время остаются беспомощными в развертывании игр, привнесении новых элементов, обыгрывании своего жизненного опыта, поэтому участие воспитателя очень важно на всех этапах. Вместе с тем необходимо учитывать, что игра ребенка имеет личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно активное вмешательство воспитателя, навязывание малышу других действий может разрушить игру.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста, важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят недлительный характер и быстро заканчиваются.
Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, формирует предметные действия, показывает различные способы действий с одной игрушкой.
Предметные действия — необходимая предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа «погулять», «покачать», «покатать». Привлечение других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить количество игровых действий. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных действиях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д.
Маленький ребенок не умеет выполнять игровые действия по подражанию воспитателю. Поэтому его сначала обучают выполнению сопряженных действий, т. е. когда ребенок одновременно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В некоторых случаях, действуя с одной игрушкой, воспитатель учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные моменты управляя рукой малыша.
Воспитатель побуждает детей внимательно рассматривать игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе — куклы, игрушки-животные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объединяется несколько простых сюжетов (куклу накормили и положили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в игры, продемонстрированные ранее воспитателем. Так, воспитатель одобряет действия девочки, которая, покормив куклу, взяла ее на руки, перед тем как положить спать.
Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой.
Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов, контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Воспитателю очень важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.
Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
Составила воспитатель ДО высшей категории Капкина Ирина Геннадьевна.
5. «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста»
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, и впитывать культуру своего народа, через произведения народно-прикладного искусства, в традициях народных посиделок, где активно применяется народное творчество.
Только в этом случае народное творчество, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет не поддельный интерес. Дети познают Культуру Белоруссии, знакомясь с произведениями народного мастерства.
Необходимость изучения народного творчества в детском саду не вызывает сомнений. Детское творчество – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп. Формирования эстетической индивидуальности личности уже на первых этапах осуществляется, при условии знакомства детей с основами декоративно-прикладного искусства во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях . О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Культуру своего народа ребенок познает, через устное народное творчество, детский фольклор, рукоделия народных мастеров. Программная задача педагога расширила возможность ведение детей в особый и неповторимый мир народного искусства. Используемые методики позволяют детям разглядеть в привычных бытовых предметах обихода, не что необычное, важное в мире народно промысла. Приобщение детей к народному промыслу, безусловно даст сильный импульс, для развития творческих способностей, удовлетворению художественных фантазий, содержательного познания народной культуры. Истоки народной культуры прочно внедрились в образовательную деятельность, ребенок знакомясь, с народным ремеслом, в последствии сам способен создавать своими руками незатейливые рисунки. Дошкольники приобщенные к многообразию и основам народно-прикладного искусства успешно развиваются как творческие личности.
Народный промысел получает свое конкретное определение, как декоративно-прикладное искусство. Обилие красок, многообразие сочетаний сложных узоров с простейшими элементами обусловлено оригинальностью и самобытность, народного творчества. Декоративно-прикладному искусству присуще характерная индивидуальность, чудесная свежесть, впечатляющая яркость исключительного народного колорита. Органичность восхитительного реалистического стиля рисунка, завораживают детей, отвечает их художественным потребностям. Познавая народное творчество, сохраняют глубокие художественные традиции, усваивают нравы и обычаи своего народа, эстетическое восприятие мира, устремленные в будущность.
Точное определение дал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Народно-художественный промысел или художественное ремесло дало новое понятие, как декоративно-прикладное искусство, которое представляет собой область произведения декоративно-прикладного искусства: отвечающим нескольким характеристикам:
-
служат созданию, оформления художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.)
-
обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект явление декоративно-прикладного искусства в массовом сознании, возникает как приобретения навыков рукоделия и о владения мастерством.
Народный промысел на основе декоративно-прикладного искусства, может стать эталоном педагогической концепции, движущей силой в воспитании культурно-нравственной личности.
В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается опыт, масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков. Формируется духовный мир личности, эмоциональное отношение к миру и к самому себе, а также ценности, которые составляют основу данного опыта необходимых в дальнейшей жизни.
Предметы декоративно-прикладного искусства, вызывают положительные эмоции, бережное отношение к культурному наследию и познавательный интерес к народному творчеству.
Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать народное искусство нашла свое отражение в актуальной конструктивной проектной деятельности. Проект декоративно-прикладного искусства способствует активизации приобщения детей к практической творческой деятельности. Гармоничная связь возможно, через совместное творчество: воспитателя и детей; воспитателя – семьи т.е. родители и дети. Огромное значение в духовном, моральном развитии ребенка имеет совместное творчество с родителями.
Основные задачи в работе по данной теме:
-
Формировать устойчивый интерес к искусству народов Белоруссии;
-
Развивать художественно-творческие способности у детей;
-
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
-
Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
В педагогическом процессе используется народное искусство по трем направлениям:
- оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге;
- ознакомление детей с народным искусством;
- развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение
В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества.
При создании благоприятных условий и последовательной работы педагогов, дошкольники овладевают способами и приемами декоративно-прикладного искусства. Практика показывает, что организованные занятия с детьми, основанные на материале народного искусства, способствуют эффективному развитию психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти.
ПОДГОТОВИЛА: Авчинникова Ольга Петровна, воспитатель ДО
6. «Организация работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики рук»
Консультация для педагогов (из личного опыта): «Организация работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики рук»
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями слуха имеет важное значение для общего физического и психического развития на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформирования мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых умений, развития речи, первоначальных навыков письма. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль о тренировке мелкой моторики пальцев рук, сильно влияющей на развитие мыслительных процессов и активной речи ребёнка. Речевая и мыслительная области формируются с помощью импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому в работе с воспитанниками необходимо использовать все методы и приёмы для развития мелкой моторики рук, её совершенствования. Часто мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития мелких мышц кисти и слабой их координации у детей с нарушениями слуха. В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, я использую различные игры, упражнения, задания, которые интенсивно развивают ручную умелость, формируют мастерство детской руки, активизируют умственную деятельность детей.
Данная работа ведётся на протяжении всего дня, включается во все режимные моменты. В свободной деятельности в утренние, вечерние часы, во время прогулки можно предложить детям различные игровые задания, упражнения, игры на развитие моторики рук: шнуровки, застёжки, вкладыши, кнопочная мозаика, домино, цепочки, мелкий строительный материал, конструктор. Предложите нанизывать кольца на пирамидку, крупные бусины на шнурок или проволоку, покажите, как сделать из шнурков косичку или другое плетение, дайте поиграть ненужные баночки с крышками, устройте соревнование: кто быстрее отвинтит крышку, предложите подушки с различными типами застёжек: кнопками, пуговицами, крючками, липучками, дайте поиграть с прищепками, прищепляя их на шнур , на картон. Можно использовать для игр счётные палочки, спички, построить из них геометрические фигуры, различные изображения, попросить брать со стола правой или левой рукой, большим пальцем и мизинцем и т. д. Очень полезны игрушки-забавы: неваляшки, заводные человечки или зверюшки, головоломки-трансформеры. Дети нашей группы очень любят игру «Чудесный мешочек», где рука без помощи глаза учится видеть, распознавать знакомые предметы. От хватания, ощущения к восприятию, от восприятия- к представлениям, а от них- к пониманию. Предлагаю также детям для игр природный материал: каштаны, жёлуди, засушенные листья, шишки, веточки, из них так же можно создать много интересного; бросовый материал: коробочки, пластиковые бутылочки, фольга, пробки , кусочки ткани, нитки. Необходимы для развития моторики рук игрушки-инструменты: молоток, отвёртки и т. д., настоящие измерительные приборы: линейки, метры, весы, градусники, материал для опытов с объектами неживой природы. В нашей группе есть уголки фантазии, познайки, где имеется весь данный материал.
Во время индивидуальной работы с детьми для развития моторики рук я использую трафареты и шаблоны с геометрическими формами, фигурками животных, прошу детей обвести их по контуру, предлагаю разукрасить, показываю , как делать штриховку внутри контура. Использую приёмы обрисовывания и дорисовывания , где предлагаю детям обвести рисунок по линиям не отрывая карандаш от бумаги, дорисовать дорожку, клубочек и т. д. Интересно детям работать с бумагой, предлагаю разгладить скомканные бумажные комочки с контурными изображениями предметов, разрывать бумагу путём отщипывания от листа, собрать из частей целую картинку, учу складывать из бумаги самолётики, кораблики и т. д.
Большую роль в развитии мелкой моторики рук детей играют занятия по изодеятельности. Первые шаги в изобразительную деятельность дети нашей группы делали при помощи рук: перед тем как начать обучение рисованию линий мы знакомились с листом бумаги- трогали, гладили, поворачивали его, проводили пальчиком разные линии, кружочки и т. д. ; затем проделывали игровые упражнения с кисточкой, рисуя в воздухе, на бумаге без краски сухой и мокрой кисточкой. Огромную радость доставляет детям рисование разными техниками : пальчиками, ладошкой, печатками и т. д., кроме положительных эмоций у ребёнка совершенствуется координация движений, пальцевая моторика, стимулируется развитие сенсорно - перцептивной сферы.
Полезно и интересно детям играть с пластилином, тестом, учим разминать, отщипывать, раскатывать в колбаску, блинчик, комок, сминать, сплющивать, оставлять отпечатки, вылепливать разные фигурки. Пальцы ребёнка получают естественную стимуляцию, активный массаж.
Занимательными для детей являются игры с песком, водой, камешками, которые желательно сочетать с массажем и гимнастикой пальчиков. Сочетание движений и простейших приёмов массажа положительно воздействуют на поверхность и кончики пальцев и кистей рук ребёнка. Детям
очень нравиться погружать руки в песок, перетирать его между ладонями, просеивать, сжимать, пальчики ходят, прыгают, оставляют отпечатки на влажном песке, находят спрятанные игрушки, можно сооружать различные постройки, рисовать на песке пальчиком, палочкой. Аналогично проводятся игры с крупами- фасоль, горох, перловка, для этого в группе имеется сенсомоторный бассейн.
Ценным средством, развивающим щипковый захват указательным и большим пальцами, являются игры на выкладывание круп «курочка клюёт зёрнышки»-пальчики собирают крупу.
Для снижения тонуса, уменьшения напряжения пальцев и кистей рук, повышения их работоспособности проводим с детьми игры с водой. Опускаем кисти в воду, гладим её ладонями, похлопываем, пощипываем, постукиваем кулачками по воде и т. д.
Простыми и полезными способами массажа кистей рук являются раскатывание грецких орехов или шестигранных карандашей между ладонями.
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» - утверждала и доказывала М. Монтесори.
При первых признаках усталости в ходе занятия уместно снять нагрузку с помощью пальчиковых игр, которые не только позабавят малышей, но и вольют новые силы для дальнейшей волевой деятельности, направленной на достижение результата. Желание выполнить вместе со взрослым движения пальчиков стимулирует работу коры головного мозга, что обеспечивает успешность протекания мыслительных процессов.
В свободной деятельности в утренние, вечерние часы, во время прогулки провожу с детьми пальчиковые игры в сопровождении художественного слова. Произнесение стихотворений, потешек, повышает интерес детей к этому виду деятельности, способствует формированию способности к подражанию звучащей речи взрослого : беззвучная артикуляция, голосовые реакции, звукоподражание. Пальчики работают, артикуляция тоже старается.
Разговорно-пальцевая деятельность также используется в различных видах театра: настольный театр игрушек, картинок, пальчиков, рукавичек, стаканчиков, тарелок, петрушек, марионеток, ручной театр, теневой театр с использованием рук.
Для развития моторной ловкости, мелкой моторики рук использую в работе с детьми нестандартное спортивное оборудование, которое изготовили совместно с родителями.
Подготовила: Тимохова Наталья Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
7. "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающих приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни 1.Рациональный режим.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
– Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
– Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
– Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
– Формирование культурно-гигиенических навыков.
– Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
– Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
2.Правильное питание.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
– Обеспечение баланса
– Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
– Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
3.Рациональная двигательная активность.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности:
– Физические упражнения;
– Физкультминутки;
– Эмоциональные разрядки;
– Гимнастика (оздоровительная после сна);
– Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
– Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
– Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
– Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
– Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
– Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
6. Соблюдение правил личной гигиены Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.
Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
– направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников;
– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в дошкольном учреждении;
– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Подготовила Капкина Ирина Геннадьевна, воспитатель ДО, высшей квалификационной категории.
Консультация для родителей «Зимние игры и забавы».
В отличии от нас, взрослых, дети обожают зиму. Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Прогулка зимой – это чаще всего активный и подвижный отдых, она почти всегда связана с разнообразными занятиями.
Игра в снежки.
Самая известная, наверное, уличная зимняя игра – это игра в снежки! Можно играть поодиночке, а можно играть командами или защищать построенную крепость. А можно выбрать определенную цель на стене или на дереве и кидать снежки в нее.
Катание на санках.
Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки или ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее. В последнее время стало распространено такое зимнее развлечение, как тюбинг. Это своего рода тоже санки, которые используются для катания с больших и длинных спусков.
Безопасность! Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Кататься на санках с горки нежелательно. На тюбинге возможно возникновение опасных ситуаций по причине высокой скорости.
Катание с горки.
Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Сбиваясь в кучу-малу, дети быстрее начинают дружить между собой, телесный контакт во время шумной веселой игры сближает. Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться.
Безопасность! Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
Катание на лыжах.
Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Лыжи - увлекательнейшее занятие, катание на них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его здоровье. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.
Безопасность! В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.
Катание на коньках.
Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.
Безопасность! В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Позаботьтесь о том, чтобы, по крайней мере, затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани). Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.
Лепка снеговика.
Самый простой снеговик состоит из трёх снежных шаров. Дальше украшаем его. Вот здесь фантазии нет предела: руки- палочки, еловые веточки, нос- морковка, в роли шляпы может выступить ведро, тарелка, любой ненужный головной убор. Для украшения пойдут пуговицы, ленты, тесьма. А что, если слепленного снеговика раскрасить яркими красками? Снеговик-раскраска никого из детей не оставит равнодушным! Перемешиваем краску с водой. Разливаем полученный раствор по пластиковым бутылкам. В каждой крышке делаем по нескольку отверстий и закрываем ими бутылки. Можно также использовать насадки с пульверизатором. И так, начинаем: покажите детям, как пользоваться бутылками – как их направлять и с какой силой нажимать, чтобы жидкость резкими струями лилась сквозь дырочки, и чтобы спрей разбрызгивал краску. Начните с рисования глаз, бровей и губ снеговика, затем можно «одеть» его во что-нибудь нарядное и яркое. Цветной краской можно просто рисовать по снегу.
Постройка снежной крепости.
Отличное занятие для детей любого возраста. Строить крепость можно при помощи ведерка и лопаток, или же из больших снежных шаров. Крепость можно построить не только из снега, лед тоже подойдет. Если вы за городом и у вас много чистого снега, то можно попробовать слепить иглу. А попутно рассказать малышам, зачем строили такие дома и где в них жили.
Пятнашки.
Попытайтесь идти след в след друг за другом таким образом, чтобы сначала Ваш ребенок наступал на ваши, а затем вы на его следы. Если вы гуляете в целой компании неугомонных ребятишек, организуйте с ними парад!
Рисунки на снегу.
Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Детки постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты и рисовать, а малышам понравится смотреть или дорисовывать недостающие детали (лучики для солнышка, волны для рыбки). Если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то ваши рисунки будут яркими и красочными. Ни один прохожий не пройдет мимо!
Рисуем снежных ангелов.
Дети очень любят валяться в белом и пушистом снеге. Не отказывайте им в этом удовольствии – попробуйте поиграть с ребенком в снежного ангела! Главное — найти во дворе (в парке, в лесу) местечко, покрытое ровным слоем чистого снега. Нашли? Отлично. Для этого ребенок должен аккуратно упасть назад на спину в мягкий и нетронутый снежный сугроб и начать быстро двигать руками и ногами, как будто собирается взлететь. Снег облепит малыша, одежда станет ангельско-белой, а руки станут похожими на крылья. Помогите малышу осторожно встать из снега, не разрушив получившийся след. Посмотрите внимательно на получившийся на снегу след, не правда ли, он похожий на фигурку ангела? Будет ещё веселее, если вы будете делать ангелов вместе.
Можно изобразить на снегу и другие снежные образы. След слона с хоботом можно получить, если лечь в снег на бок и согнув руку так, чтобы след от нее был похож на слоновый хобот.
Попробуйте придумать собственные снежные образы.
«Следопыты».
Замечательная игра для знакомства с окружающим миром. Для начала — найдите картинки со следами на снегу всевозможных животных. Когда изучите их — отправляйтесь на прогулку. Отлично, если будет возможность погулять по лесу на даче. И если вам повезет, тогда вы сможете увидеть следы зайца, белки, птиц или даже лисы.
Зимние игры хорошо подойдут как для двух детей, так и для большой детской компании. Играть в зимние развлечения можно во дворе или в лесу, днём или вечером, с друзьями и с родителями. Самое главное для таких зимних подвижных игр - это пусть даже небольшая детская компания и хорошее настроение, а также готовность к валяниям в снегу, которые неизбежно сопровождают все зимние игры. Эти игры специально для активных детей и заинтересованных родителей.
Подготовила: Капкина И.Г., воспитатель ДО высшей квалификационной категории.