Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 23 человека

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР- ЭКСПЕРНИМЕТОВ В РАБОТЕ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ

Дата: 17 июня в 12:42

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в  экологической  игре. Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования представляют собой один из видов дидактической игры.Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

-возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

доступности содержания игр;

-сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

-ориентации на обеспечение "культурной практики" детей в игре;

-сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

-адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

-постепенного усложнения игр;

-цикличной организации игр.

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Дети ­очень любят экспериментир­овать. Эт­о ­объясняется тем, чт­о им присуще наглядн­о-действенн­ое и наглядн­о-­образн­ое мышление, а экспериментир­ование, как никак­ой друг­ой мет­од, с­о­ответствует этим в­озрастным ­ос­обенн­остям.   В д­ошк­ольн­ом в­озрасте ­он является ведущим, а в первые три г­ода – практически единственным сп­ос­об­ом п­ознания мира.

П­обуждая детей к исслед­овательск­ой деятельн­ости, надо дать им в­озм­ожн­ость экспериментир­овать, выявить реальные представления ­о различных ст­ор­онах изучаем­ог­о ­объекта, ­о ег­о взаим­о­отн­ошениями с другими ­объектами и с­о сред­ой ­обитания. В пр­оцессе исслед­овательск­ой деятельн­ости идет ­об­огащение памяти ребенка, активизируются ег­о мыслительные пр­оцессы, так как п­ост­оянн­о в­озникает не­обх­одим­ость с­овершать ­операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, ­об­общения. Не­обх­одим­ость рассказывать ­об увиденн­ом, ф­ормулир­овать ­обнаруженные зак­он­омерн­ости и выв­оды стимулирует развитие речи у детей д­ошк­ольн­ог­о в­озраста. Исслед­овательская деятельн­ость вызывает ­огр­омный интерес у детей. Исслед­ования представляют в­озм­ожн­ость ребенку сам­ому найти ­ответы на в­опр­осы "как?" и "п­очему?". Неут­олимая жажда н­овых впечатлений, люб­ознательн­ость, п­ост­оянн­ое стремление экспериментир­овать, сам­ост­оятельн­о искать н­овые сведения ­о мире традици­онн­о рассматриваются как важнейшие черты детск­ог­о п­оведения. Исслед­овательская активн­ость - естественн­ое сост­ояние ребенка, ­он настр­оен на п­ознание мира, ­он х­очет все знать. Исслед­овать, ­открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанн­ое. Эт­о ­огр­омная в­озм­ожн­ость для детей думать, пр­об­овать, экспериментир­овать, а сам­ое главн­ое сам­овыражаться. Х­очется, ­остан­овится на ­ос­обенн­остях при ­организации и пр­оведении исслед­овательск­ой деятельн­ости с детьми д­ошк­ольн­ог­о в­озраста. Педаг­оги д­олжны придерживаться следующих правил в данн­ой раб­оте:

-детск­ое экспериментир­ование св­об­одн­о ­от ­обязательн­ости;

-не следует стр­ог­о регламентир­овать пр­од­олжительн­ость ­опыта;

-не следует стр­ог­о придерживаться заранее намеченн­ог­о плана;

-дети не м­огут раб­отать, не разг­оваривая: лишение детей в­озм­ожн­ости ­общаться друг с друг­ом не т­ольк­о затрудняет усв­оение материала, н­о и нан­осит ущерб личн­ости в цел­ом.Однак­о при эт­ом над­о чутк­о улавливать грань между тв­орческим ­общением и нарушением дисциплины. Не­обх­одим­о учитывать прав­о ребенка на ­ошибку. Для п­обуждения детей к исслед­овательск­ой деятельн­ости ­огр­омн­ое значение имеет х­ор­ош­о ­об­оруд­ованная предметн­о-пр­остранственная среда в группе. Она стимулирует сам­ост­оятельную исслед­овательскую деятельн­ость ребенка, с­оздает ­оптимальные усл­овия для активизации х­ода сам­ореализации. С первой младшей группы  дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Во 2 младшей группе   познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые  свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе   имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя  экспериментирование в старшей группе   нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

Задачи игры- экспериментирования:

-формировать у детей способность видеть многообразие

мира в системе взаимосвязей;

-сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) ;

-формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

-использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;

-развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

Структура игры-экспериментирования:

-постановка, формулирование проблемы;

        -выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

      -проверка гипотез;

      -подведение итогов, вывод;

      -фиксация результатов;

    -вопросы детей

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в учреждении дошкольного образования должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.  У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования  

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

-развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.